Портреты Петра I: почему на них царь не похож на себя

История

Автор:  |  2021-05-11 12:24:421-3.jpg

На художественных полотнах и в скульптурных изображениях Петр I выглядит красавцем и отчаянным героем. Насколько правитель в жизни соответствовал своему воплощению на картинах, и почему живописцы так старались приукрасить его облик?

Употребление частицы ни

Частица ни употребляется для усиления отрицания, которое есть в предложении и которое выражается частицей не или словами нет, нельзя, например:

  • Ни косточкой нигде не мог я поживиться (И. Крылов).
  • На небе позади не было ни одного просвета (А. Фадеев);
  • Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающ их (А. Фадеев);
  • Ночь проходит, нет дороги ни вперед и ни назад (А. Твардовский).

Отрицание может подразумеваться: Ни контуров, ни силуэтов, ни одной маломальской тучки (А. Чехов); Ни луны, ни звезд.

Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например:

  • Нигде не было видно ни воды, ни деревьев; Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (А. Чехов);
  • Ни музы, ни труды, ни радости досуга — ничто не заменит единственного друга (А. Пушкин);
  • Я не знаю ни кто вы, ни кто он (И. Тургенев).

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни:

а) частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например:

  • Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (А. Пушкин);
  • Кто ни проедет, всякий похвалит (А. Пушкин);
  • Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (В. Майков).

Предложения обобщенно-усилительного характера с ни очень часто имеют значение уступки:

Как ни трудно, как ни худо, не сдавай, вперед иди (А. Твардовский).

Частица ни в придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями:кто ни, кто бы ни, что ни, что бы ни, как ни, как бы ни, сколько ни, сколько бы ни, куда ни, куда бы ни, где ни, где бы ни, какой ни, какой бы ни, чей ни, чей бы ни, когда ни, когда бы ни и т. п.

Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты:куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало и т. п. В отличие от таких конструкций с не усиленно-обобщенные предложения с ни всегда сложноподчиненные, причем ни находится обязательно в придаточной части.

Предложения с не бывают простыми и сложноподчиненными (в последнем случае частица не находится, как правило, в главной части).

б) частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например:ни с места, ни шагу далее, ни слова и т. п.;

в) частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто, никого (ни у кого) и т. д.; ничто, ничего (ни до чего) и т. д.; никакой, никакого (ни у какого) и т. д.; ничейничьего (ни у чьего) и т. д. и наречий: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, ничуть, а также в состав частицы нибудь.

Частица ни выступает только без ударения, частица не — только под ударением: никтонекто, ничтонечто, никакойнекий, ничегонечего, ничемнечем, нигденегде, ниоткуданеоткуда, никогданекогда, нискольконесколько. </span></p>

Пишется ни в устойчивых сочетаниях, в которые входят местоимения, например: остался ни при чем, остался ни с чем, пропал ни за что;

г) двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например:

  • ни жив ни мертв,
  • ни то ни сё,
  • ни рыба ни мясо,
  • ни дать ни взять,
  • ни пава ни ворона,
  • ни бе ни ме,
  • ни больше ни меньше,
  • ни богу свечка ни черту кочерга,
  • ни в городе Богдан ни в селе Селифан,
  • ни два ни полтора,
  • ни свет ни заря,
  • ни слуху ни духу,
  • ни спереди ни сзади,
  • ни с того ни с сего, 
  • ни так ни сяк,
  • ни там ни сям,
  • ни то ни другое,
  • ни дна ему ни покрышки,
  • ни за что ни про что,
  • ни нашим ни вашим, 
  • ни ответа ни привета,
  • ни пуха ни пера,
  • ни тпру ни ну, 
  • ни туда ни сюда,
  • ни шатко ни валко и т. п.

Когда употребляется частица не

1. Частица не употребляется для отрицания того, что выражается словом, к которому она относится по смыслу, например:

  • Не я говорил об этом.
  • Я не говорил об этом.
  • Я говорил не об этом.

2. Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:

  • при наличии отрицательной частицы не и в первой и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть… (т. е. «должен упомянуть»), нельзя не сознаться… (т. е. « надо сознаться»). В качестве первой части подобных сказуемых нередко выступают слова невозможно, нельзя: нельзя не признать, невозможно не согласиться;
  • в вопросительных и восклицательных предложениях обобщенно-усилительного характера частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя с ними сочетания: как не, кто не, кто только не, где не, где только не, чем не, чего не, чего только не и т. п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не — ли , например:Ну как не порадеть родному человечку!Где он только не бывал!.. Чего он только не видал!.. Чем не работа!.. Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (А. Грибоедов);Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А. Пушкин);Да не изволишь ли сенца? (И. Крылов);
  • в соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду;
  • частица не входит в состав устойчивых сочетаний едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, обозначающих предположение, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, отнюдь не справедливое решение, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средство;
  • частица не входит в состав сочинительных союзов не то; не то — не то; не только — но и; не то что не — а; не то чтобы не — а, например:Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. Пушкин);Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. Чехов);У партизан были не только винтовки, но и пулеметы (В. Ставский);
  • частица не употребляется в сочетаниях с повторяющимися словами, выражая в одних случаях усиленное, а в других — ограниченное отрицание:Вернулись мы на заходе солнца к реке, а деда нашего и слыхом не слыхать (В. Овечкин) — усиленное отрицание;Селифан… затянул песню не песню, но что-то такое длинное, чему и конца не было (Н. Гоголь) — ограниченное отрицание.

Петр I реальный и картинный

И.Э. Грабарь в книге «Валентин Александрович Серов» описывает работу художника над серией картин, посвященных государю. Он досконально изучил всю имеющуюся информацию о Петре I и понял, что тот был высоким, но очень худым, с тонкими руками и ногами, а также несоразмерно маленькой головой по отношению к туловищу. Кроме того, из-за нервного тика его лицо постоянно было обезображено гримасами, что немало пугало придворных и, тем более, иностранцев. Дополняют облик сведения о неприхотливости Петра Алексеевича, который не стеснялся своих грязных ногтей и непричесанных волос под париком.

Доподлинно известно, что Петр Алексеевич был огромного роста, выше 2 метров, но при этом носил лишь 39-й размер обуви и 48-й размер одежды. Писатель Сен-Симон в своих «Мемуарах» описывал русского государя человеком худощавым, с высоким лбом и красивыми бровями, толстым носом и губами, величественным взглядом, который пустел после приступа неконтролируемых судорог.

Наиболее известный и, по мнению историков, приближенный к реальности портрет создан немецким художником Готфридом Кнеллером, изобразившим молодого Петра. Позировавший в Кенсингтонском дворце, государь вышел на картине высоким, непропорциональным, но с отличающимся живостью и любопытством взглядом. Эта работа была впоследствии подарена английскому королю и до сих пор украшает один из музеев Великобритании.

А вот горячо любимые Петром Алексеевичем голландцы русского правителя приукрашивали. Так, на хранящемся в Государственном Эрмитаже портрете кисти Питера ван дер Верфа ему немало добавили объёма в плечах и груди. Многие полагают, что тем самым живописец сделал лишь хуже, так как его маленькие кисти и стопы стали выглядеть еще более несуразными.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий