Образ и характеристика Захара (слуги Обломова) в романе Гончарова сочинение

Обломовщина[править]

Центральная тема всего романа. Собственно, сама обломовщина есть понятие, характеризующие монотонную, рутинную жизнь, лишённую всякого смысла. Явление, которым можно нарекать тот образ бытия, который не включает себя всякого рода эмоциональные элементы, проведение каждого дня по одному шаблону и, чаще всего, включает отсутствие какой-либо умственной или физической активности.

В романе обломовщиной болеет, как ни странно, Обломов и его слуга Захар. Главного героя на протяжение всего романа из подобного состояния безуспешно пытаются вывести либо Штольц, либо Ольга. Своеобразным символом этого можно назвать персидский халат: чем он ближе к Обломову, тем он больше впадает в этот образ жизни.

С другой стороны, весь роман — это роман возникший на разломе эпох в период александровских реформ, и Обломов в нем — дитя прошлых лет, не способный (а отчасти не желающий) найти себе место в новом мире, человек не нужный этому миру.

Слуга Захар: характеристика

639940.jpg

Равнодушие к грязи, пыли и сору отличает этого человека от других персонажей-слуг, изображенных в отечественной литературе различными авторами. Слуга Захар имеет на этот счет свою философию, которая не позволяет ему бороться с клопами и тараканами, поскольку они выдуманы Господом. Когда Илья Ильич приводит в пример ему семейство настройщика, живущее напротив, тот отвечает аргументами, в которых чувствуется его незаурядная наблюдательность. Захар говорит о том, что у немцев нет грязи потому, что эти герои «Обломова» голодают, а сюртук с отцовского плеча переходит сыну, поэтому у семьи нет изношенного платья, горой лежащего в шкафах, как в доме у Ильи Ильича.

Этот слуга, при всей своей внешней разболтанности, тем не менее, довольно собран. Так, не дает ему растрачивать барское добро вечная привычка слуг старой закалки — когда жулик Тарантьев, земляк Ильи Ильича, просит того одолжить на время фрак, слуга Обломова Захар тут же отказывает: он ничего больше не получит, пока не вернет жилет и рубашку. Илья Ильич теряется перед его настойчивостью.

Сочинение Характеристика и образ Захара(слуги Обломова) в романе Гончарова

Захар, в романе Гончарова «Обломов», является слугой самого Обломова. Его можно описать как старого человека, одетого в грязный сюртук, с дырой под мышкой. Он имел густые бакенбарды, но голова была голой как коленка. Захар играет роль растяпы, когда он что-то трогал – оно обязательно ломалось, а выглядел он всегда неряшливо. Все свои погрешности списывал на волю божью. Но за этой неряшливой личностью кроется человек порядка. Он бережёт всё хозяйское добро и не даёт ни вещички из одежды барина Тарантьеву, ссылаясь на то, что он ничего не вернёт.

Захар является слугой и просто человеком прошлого времени, даже можно сказать «старой закалки». Единственное, что он имеет в своей жизни – это барина и его род. В момент, когда Обломов стыдил Захара, за то — что тот сравнил его с другими людьми, живущими на свете, Захар осознаёт себя виновным.

Барское поместье, является для него обителей в которой он рос и получал уроки жизни. Обломовка, также стала демонстрацией правильных воплощений помещичьих ценностей, эти ценности и прививались Захару всеми начиная от родителей и заканчивая прадедами. Поэтому, когда он оказался в ином, новом обществе, с решением отбросить старую жизнь, то чувствует одиночество.

obraz-i-harakteristika-zahara-slugi-oblomova-v-romane-goncharova-2.jpgНо Захар не только прислуживает Обломову уважая его, но и любит выпить с друзьями, и обсудить новые сплетни о хозяине с остальными слугами, зачастую не расхваливая, а наоборот – браня любимого барина. Так же может, по мелочи, своровать, к примеру, прикарманивая сдачу из магазина.

Нельзя не заметить, как тесно жизни барина и Захара переплетаются между собой. Оба, являются героями, в которых воплощена обломовщина. Каждый, хранит и чтит её заветы, там, у себя в душе и делает это по-своему, как умеет. Тесная связь, между барином и слугой, отражена после женитьбы Захара. Когда он сам, делая всё для барина, старается не допускать свою жену-кухарку Анисью к нему. Он, единственный обязан быть его верным слугой. После кончины Обломова, Захар так же теряет свою жизнь. Он покидает дом Пшенициной и решает закончить жизнь в нищете, ведь даже, когда Штольц предложил увезти Захара в деревню, тот отказывается. У него не хватает сил бросить без внимания место захоронения хозяина.

Как итог, мы видим Захар – выступает образом прошлого, силуэтом обветшалой Обломовки. Его образ передаёт всё это через грязную одежду, неопрятный вид и бесконечную любовь к барскому роду. Тем, что он остался в нищете, не желая уходить, он раскрывает образ Обломовки, которая также никуда не исчезла.

Захар и Обломовка

По сюжету романа слуга Обломова Захар начал служить у Обломовых еще в ранней юности, где его приставили к маленькому Илье. Это и обусловило сильную привязанность героев друг к другу, которая со временем перешла скорее в шутливо-дружеские отношения, чем в отношения «барин-слуга».

В Петербург Захар переехал уже в зрелом возрасте. Все его счастливые годы молодости прошли в Обломовке, а наиболее яркие воспоминания были связаны именно с деревней барина, поэтому мужчина даже в городе продолжает держаться за свое прошлое (как, впрочем, и Илья Ильич), видя в нем все лучшее, что с ним было.

Захаров в «Обломове» предстает пожилым человеком «в сером сюртуке, с прорехою подмышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Хотя Захар и жил уже долгое время в Петербурге, он не пытался начать одеваться по новой моде, не желал менять свой внешний облик, даже одежду он заказывал по образцу, вывезенному из Обломовки. Мужчина любил свой старый, истертый серый сюртук и жилет, так как «в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых». Сшитая по старой моде одежда становилась для Захара той ниточкой, которая связывала его в настоящем, обновленном, шумном и беспокойном мире с «райским» спокойствием и умиротворением Обломовки, ее устаревшими, но привычными ценностями.

Поместье барина было для мужчины не просто местом, где он родился, вырос и получил первые жизненные уроки. Обломовка стала для Захара примером того идеального воплощения помещичьих, домостроевских ценностей, которые ему прививались родителями, дедами и прадедами. Оказавшись в новом обществе, желающем полностью отбросить былой опыт и жить новой жизнью, мужчина чувствует себя одиноким и брошенным. Именно поэтому, даже если бы была возможность, герой не ушел бы от Ильи Ильича и не сменил своего облика, ведь так он предал бы идеалы и ценности своих родителей.

Нерасторжимая связь с Обломовкой

Со временем отчетливее проявляется нерасторжимая связь между Обломовым и его слугой — как двух последних обитателей и представителей Обломовки, являющейся всего лишь прекрасным сном, каждый из них по-своему хранит в душе святые «преданья старины», сформировавшей их взаимоотношения, характеры, жизни, конфликты. Поднимаемые в произведении «Обломов» проблемы во многом обусловлены тем, что противопоставляются два мира — сонный мир родной Обломовки и прозаическая объективная реальность. Даже когда Захар в середине романа неожиданно женится на кухарке Анисье, намного более чистоплотной, умелой и ловкой, чем он, этот слуга старается по мере сил не подпускать ее к Обломову, сам выполняя привычные обязанности, без которых не может представить своей жизни.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий